Story

От СС до Нобелевской премии. Непридуманная жизнь Гюнтера Грасса

img

16 октября 1927 года родился немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс.

Летом 2006 года Германия пережила шок. Нобелевский лауреат по литературе, прославленный писатель Гюнтер Грасс, в интервью газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» признался, что в юности служил в СС.

Откровения Грасса стали шоком для немцев. Спустя шесть десятилетий после окончания войны, когда, казалось, осуждены все преступники, выплачены все компенсации, состоялось покаяние, из шкафа выпадает очередной скелет.

Человек, вернувший Германию в мировую литературу

Гюнтера Грасса в Германии считали «совестью нации». В 1959 году писатель выпустил роман «Жестяной барабан» — гротескную историю мальчика Оскара Мацерата, который с приходом к власти в Германии национал-социалистов отказывается расти в знак протеста против происходящих в обществе перемен.

«Жестяной барабан» вернул послевоенную Германию в мировую литературу, а самого Грасса сделал «голосом обожженного поколения» немцев. В 1979 году экранизация «Жестяного барабана» была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и премии «Оскар».

Грасс стал классиком при жизни, каждое его произведение ожидалось с нетерпением, каждое его заявление привлекало внимание. Сторонник социал-демократов, он порвал с партией, посчитав в начале 1990-х, что партия «поправела». В начале 1980-х он был в числе активных противников размещения американских ракет «Першинг-2» на территории ФРГ.

Когда Германия пребывала в эйфории от объединения, он с сожалением говорил о «поглощении» ГДР, считая, что от этого процесса будет больше вреда, чем пользы.

В 1999 году Нобелевский комитет присудил Гюнтеру Грассу Нобелевскую премию по литературе.

Мальчик из Вольного города

И вот, спустя семь лет после этой награды выяснилось, что антифашист и борец за мир Гюнтер Грасс носил эсэсовскую форму.

Возмущенные критики требовали вернуть награды, включая Нобелевскую премию, отказаться от звания Почетного гражданина Гданьска.

Грасс на происходящий шум вокруг себя смотрел с недоумением. Всю жизнь в присущей ему форме он рассказывал о своей юности, о том, что происходило вокруг. Его служба в СС была не сознательным выбором, а, скорее случайностью. На «истинного арийца» Гюнтер Грасс никак не тянул.

Он родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциг, бывшей германской территории, отделенной от Германии по итогам Первой мировой войны. Отец Гюнтера, Вильгельм Грасс, был этническим немцем, успешным торговцем. Мать, Хелена, принадлежала к кашубам — небольшой западнославянской группе, проживавшей на севере Польши и Германии.

Ему не было 12, когда в сентябре 1939 года Данциг (польский Гданьск) был захвачен немецкими войсками. Польские почтовые служащие Гданьска держали оборону в течение 15 часов, и почти все погибли — одни в бою, другие были расстреляны гитлеровцами.

Юнец в форме СС

Воспитание по методикам Третьего Рейха принесло свои плоды — в 15 лет активный член «Гитлерюгенда» Гюнтер Грасс рвался на фронт, подавая заявления с просьбой зачислить его на флот, в экипаж подводной лодки.

Свои первые литературные произведения он печатал в нацистской газете, и имел все шансы стать новым рупором пропаганды Рейха.

Но когда Гюнтеру исполнилось 17 лет, гитлеровцам было уже не до пропаганды. В октябре 1944 года Грасс узнал, что будет служить в 10-й танковой дивизии СС «Фрундсберг».

У него не было шанса отказаться, да он и не пытался — по признанию Гюнтера Грасса, он «до конца верил в победу». Правда, по его словам, крови на руках юного эсэсовца не было.

В последний день рождения Гитлера, 20 апреля 1945 года, Гюнтер «получил в подарок» ранение. Танковая дивизия несла потери, теснимая советскими войсками. Но в плен раненый юный эсэсовец попал к американцам — произошло это 8 мая, когда война практически завершилась.

Для американцев, искавших среди служащих СС как военных преступников, так и полезные для себя кадры, он был слишком юн и зелен. В апреле 1946 года Гюнтер Грасс был освобожден из лагеря для военнопленных, и начал свой путь к литературной славе.

«Как и почему я на голубом глазу верил этой идеологии и шел за ней?»

Для того, чтобы рассказать о своей службе в СС, писателю потребовалось шестьдесят лет. Вслед за его признаниями вышел автобиографический роман «Луковица памяти», в котором Грасс вспоминал свою юность.

Кто-то увидел в этом пиар новой книги, но сам писатель признавался, что все дело в трудном процессе осмысления, необходимости найти нужные слова для описания пережитого.

«Только когда я решил написать о моем детстве, о том, что со мной происходило, как с ребенком и подростком, я нашел литературную форму, которая позволила мне, наконец, писать и рассказывать о моей службе в СС, — объяснял Грасс, — Но в моей книге тема попадания в СС не самая главная. Главное — это мучающие меня вопросы о моей тогдашней наивности. Как и почему я на голубом глазу верил этой идеологии и шел за ней? Почему во мне не возникало вопросов, когда мой польский дядя после штурма польского почтамта в 1939 году в Данциге был расстрелян? Почему я ни о чем не спрашивал, когда исчез мой учитель латыни, высказавший сомнение в конечной победе?»

В конечном счете, репутация Грасса не рухнула. Скандал позволил снизить помпезность торжеств по случаю его 80-летия, которые писатель категорически не одобрял.

«То, что должно быть сказано»

В своей Нобелевской речи Грасс говорил: «Наихудшее прегрешение писателя в глазах власть имущих состоит в том, что он не хочет вместе со своими книгами шествовать вместе с победителем, а скорее предпочитает вертеться там, где на обочине исторических процессов стоят проигравшие, которые многое могут рассказать, но не получают слова. Тот, кто наделяет их голосом, ставит победу под сомнение».

Свою юношескую наивность на излете жизни он искуплял готовностью говорить те вещи, которые не нравились властям.

В 2012 году опубликовал стихотворение «То, что должно быть сказано», в котором обрушился на Израиль за его планы превентивной войны против Ирана. За это власти Израиля объявили его персоной нон грата, заметив, что немец форму СС с себя снял, но от образа мыслей не отказался.

Следующим его стихотворением стал «Позор Европы», в котором Грасс бичевал европейские элиты за доведение до хаоса и разорения Греции, колыбели современной европейской цивилизации.

«Ты духовно захиреешь без страны, дух которой придумал тебя, Европа», — предупреждал Гюнтер Грасс.

«Мы движемся к Третьей мировой войне»

С большой прозой писатель расстался еще в 2013 году, заметив, что на создание нового романа у него уже не хватит ни сил, ни времени. Последние месяцы он посвящал стихам, живописи, а также давал интервью.

Гюнтер Грасс умер 13 апреля 2015 года в возрасте 87 лет в клинической больнице города Любека. За три недели до смерти в интервью испанскому изданию El Pais он говорил о Европе, России и будущем человечества.

«... я не говорю, что произошедшее с Крымом было оправдано. Это не оправдано, но это надо понять. То, что нам нужно сделать, — понять Россию... Украине пообещали вступление в Евросоюз, а затем вход в состав НАТО, вполне логично, что Россия раздраженно отреагировала на это, — говорил Грасс, — к ним вновь возвращается страх быть окруженными врагом».

«Мы движемся к Третьей мировой войне. Войны происходят по всему миру. Мы рискуем снова повторить собственные ошибки. Война может наступить, а мы, словно лунатики, даже не заметим ее приближения. На сегодняшний день, с одной стороны у нас есть Украина, где ситуация не становится лучше. В Израиле и Палестине ситуация становится только хуже. Америка оставила Ирак в катастрофическом состоянии. Зверства, совершаемые „Исламским государством“, а также проблема в Сирии, о которой молчат в новостях, но люди там продолжают убивать друг друга», — говорил Гюнтер Грасс весной 2015 года.

Всю жизнь он вглядывался в прошлое, чтобы будущее стало другим. И его «Жестяной барабан» по-прежнему стучит, будя тех, кто безмятежно спит, не видя подступающей беды.