6 октября 1981 года состоялось одно из самых громких политических убийств — на трибуне во время парада был публично расстрелян президент Египта.
...Жену надо слушать, вот что я вам скажу. Особенно перед покушением. Она плохого не подскажет. Именно супруга египетского правителя Джихан Садат утром 6 октября 1981 года тщетно пыталась уговорить своего мужа облачиться в бронежилет. Бесполезно. «Броник», между тем, специально изготовили в США, он мог выдержать прямое попадание из «Калашникова», а также осколки гранаты. Садат умное предложение отверг. Человек тщеславный, он большое внимание придавал внешнему виду, ему важно было покрасоваться на трибуне в голубом парадном кителе с орденами. Проблема ещё и в следующем — Садат прилично растолстел, и с трудом влезал в мундир: какой уж там бронежилет, извините меня. В общем, если вы диктатор, вариантов для спасения жизни три — слушайте жену, носите «броник» и соблюдайте диету. Очень хорошо помогает.
«Будут резать коммунистов»
...На 11:20 в Каире был запланирован военный парад — в честь годовщины «Войны судного дня»: неудачной попытки Египта и Сирии отбить захваченные Израилем территории в 1973 году. Попытка провалилась с грохотом, стоила тысяч жертв, однако провести парад — святое дело, ибо Египет считал эту атаку своей великой победой. Садат приехал на бронированном автомобиле. Тихо-спокойно, всё проходит стандартно. Читают молитву (это обязательно). Речь министра обороны — как Египет мощен и грозен. Торжественная демонстрация силы государства путём марша перед трибуной президента разных родов войск. И вот, с неба прямо перед зрителями на парашютах опускаются десантники. Народ в восторге. Всем нравится. Красота. Дальше — мотоциклисты. Истребители выполняют в облаках сложные фигуры. Загляденье. Аплодисменты. Ну и конечно, никто не обратил на банальные скучные грузовики, поравнявшиеся с трибуной в 13:10. А зря. В кузове одного грузовика сидели военные заговорщики, собиравшиеся убить Анвара Садата за «измену делу ислама». После смерти большого друга СССР Гамаля Абделя Насера (да-да, это про него Высоцкий потом пел, что тот не достоин советского ордена), Садат расплевался с Советским Союзом и предался в ласковые руки США. Американцы предоставили новому другу нужную финансовую помощь, бесплатные кредиты, оружие, и убедили заключить мир с Израилем. Ещё до этого Садат выпустил из тюрем исламистов, заключённых туда предусмотрительным Насером.
«Исламисты — молодцы, — заявил Анвар. — Они будут резать коммунистов, и сторонников Москвы, в итоге будет меньше проблем». Впрочем, время показало — стратег из президента Египта такой же, как и носитель бронежилетов. Освобождённые исламисты в первую очередь возжелали грохнуть именно Садата — за подписание мира с Израилем.
Садат (в центре) за несколько минут до того, как его убили, вместе с Мохамедом Хосни Мубараком и Абдель Халимом Абу Газалой.
«Клоун, тут тебе не цирк»
...Итак, в 13:10 последователь организации «Исламский джихад», лейтенант 333-й артиллерийской бригады Халед Исламбули выпрыгнул из грузовика, и бросил в сторону президента гранату. Та ударилась о трибуну, отскочила назад, и взорвалась. Тут же, ещё один военный Ата Таиль швырнул новую «лимонку», но она не долетела. Следующая граната просто не сработала. Четвертая граната таки «ахнула», однако осколки не причинили никому вреда. Следует заметить — тут становится понятно, почему египтяне проиграли войну с Израилем: в общем-то, любой, кто отдыхал в Египте, оценит качество работы в этой стране — они не умеют толком ни президентов убивать, ни туристический сервис устраивать. И может, Анвар бы ещё уцелел...но судьба распорядилась иначе.
— Не может быть...этого просто не может быть... - растерянно произнёс Садат, и поднялся на трибуне в полный рост, сделавшись в своём голубом мундире отличной мишенью.
— Очень может! — охотно подтверждали из грузовика.
— Не может! — яростно упорствовал Садат.
— Может, и ещё как! — разозлились из грузовика. — Сейчас мы тебе докажем!
Один из заговорщиков — Хусейн Аббас Али, профессиональный снайпер, чемпион египетской армии по стрельбе, открыл прицельный огонь из автомата. Пули попали президенту Египта в шею и грудь, перебив лёгочную артерию — он истёк кровью за 19 секунд. Когда Анвар рухнул, убийцы радостно закричали — «Аллах велик! Фараону — „крышка“!». Заговорщики подбежали вплотную к трибуне, и начали стрелять в упор по безжизненному телу лидера страны — крича остальным, чтобы те отошли в сторону: им нужен только Садат. Присутствующие не заставили себя просить дважды, хотя во время покушения погибло ещё 11 человек — в их числе коптский епископ и посол Кубы. То бишь, военные палили в белый свет, как в копеечку. Подручный лидера попытался закрыть Садата от пуль пластиковым креслом.
Пулемёт убийцы заклинило, и друзья вежливо одолжили ему автомат. Всё действие продолжалось меньше двух минут. Только когда у исламистов кончились патроны, наконец-то проснулась президентская охрана (и до сих пор неясно, что она делала до этого). Телохранители открыли шквальный огонь, ранив двух заговорщиков. Четверо покушавшихся были схвачены на месте, живьём.
...Нашпигованного пулями Анвара Садата бронированным вертолётом доставили в госпиталь. Он был глубоко мёртв, и никакие попытки реанимации не дали результатов — воскрешать покойников доктора не научились до сих пор. Населению, и иностранным послам оптимистично сообщили — президент в порядке, рана незначительная. Поздно вечером, уже после 9 часов 6 октября 1981 года государственное телевидение внезапно объявило: Анвар Садат волей Аллаха скончался. Послы и население очень удивились, как человек мог умереть от незначительной раны, и ругали варварскую египетскую медицину. Диктатор Ливии Муаммар Каддафи, крайне не любивший Садата, пафосно обронил — «Так заканчивают все тираны!». Когда в 2011-м году самого Каддафи растерзали в клочья захватившие его повстанцы, Анвар Садат наверняка в аду очень долго смеялся.
Президент на блюдечке
...И тут настало время интересных вопросов. Как четыре человека, при жёстком досмотре и мерах безопасности смогли пронести настоящее оружие и боеприпасы на парад (обычно при параде использовались муляжи)? Почему всё время покушения бездействовали телохранители? Согласно уставу, по остановившемся грузовику сразу должны были открыть огонь — однако никто этого не сделал. По словам Халеда Исламбули, он задумал убить президента лишь за 2 недели до покушения: неужели так лихо провернул задуманное, без посторонней помощи в правительстве? Складывается ощущение — Садата преподнесли убийцам, словно на блюдечке. Только вот кто именно? Ответа на этот вопрос нет и спустя 36 лет.
15 апреля 1982 года двоих заговорщиков (собственно, лейтенанта Исламбули и чемпиона по стрельбе) по приговору суда расстреляли, остальных повесили. Младший брат Исламбули не сказал по типу Ленина «мы пойдём другим путём», и в 1995 году в ходе покушения чуть не убил (спасло чудо) другого президента Египта — Хосни Мубарака. Мама Исламбули назвала своих сыновей-террористов героями. Милая семейка, что тут сказать. Кстати, отдельно упомяну министра внутренних дел Египта Мухаммеда Набави Исмаила. При первых звуках стрельбы он сбежал с трибуны, бросив как президента, так и собственную жену. До вечера скрывался, пока не убедился — это не переворот, всех министров расстреливать не будут. И выступил сразу с гневной речью, где обещал жестоко и без промедления покарать заговорщиков. Шикарный человек.
...А мораль тут такова. Повторю ещё раз. Слушайте жену. Соблюдайте перед парадами диету. Подбирайте нормальных телохранителей, не «тормознутых». Не выпускайте из тюрем радикальных исламистов — они и чужих, и своих «перекусают», им «по барабану». Не устраивайте бардак, чтобы народ не проносил оружие на официальное мероприятие — хотя понимаю, в Египте это сложно. Зато останетесь живы. Заверяю вас — оно того стоит.