Один из самых известных преступников ХХ века – серийный убийца Чарльз Мэнсон больше сорока лет провел за решеткой, отбывая пожизненное наказание. Официальное заключение гласит, что он умер 19 ноября 2017 года «от естественных причин».
Детство и юность
Мэнсон родился 12 ноября 1934 году в Цинциннати, штат Огайо. Его мать Кэтлин была несовершеннолетней и не слишком стремилась заботиться о малыше. Она даже не сразу удосужилась дать ему имя – ребенка записали как «безымянный Мэддокс» (по фамилии матери), и лишь спустя неделю он был окрещен как Чарльз Миллз.
Когда Чарльзу исполнилось шесть лет, Кэтлин осудили на пять лет за вооруженное ограбление. Заботу о ее сыне взяли на себя родственники, правда, она оказалась весьма своеобразной – дядя считал мальчика «неженкой» и как-то отправил его в школу в женском платье. Спустя некоторое время Кэтлин досрочно освободили, но полноценную семью она так и не создала – когда сын немного подрос, она отправила его в интернат.
Проблемы с законом у Чарльза начались еще на этом этапе – он неоднократно сбегал из казенных учреждений и угонял велосипеды и автомобили. В первый раз он попал под суд в начале 1950-х годов за кражу автомобиля и с тех пор чередовал отсидки с непродолжительными «отгулами» на свободе, во время которых успевал совершить очередную кражу и даже дважды женился.
Очередной срок подошел к концу в 1967 году. По воспоминаниям очевидцев, Мэнсон так привык находиться в тюрьме, что на свободу его чуть ли не силком выводили охранники. К тому моменту у него подрастало двое сыновей от двух разных женщин – впрочем, никто из них желанием общаться с Чарльзом не горел.
В тот период Мэнсон, очевидно, решил изменить свою жизнь. Еще за решеткой он увлекся музыкой – играть на гитаре его научил сокамерник Элвин Карпис, отбывающий срок за ограбление банков.
«Этот парень подошёл ко мне и попросил уроки музыки. Он хотел освоить гитару и стать музыкальной звездой. „Малыш Чарли“ так ленив и беспомощен, я сомневался, что он сможет выделять время, необходимое для обучения. Малец в учреждениях всю свою жизнь – сперва в сиротских, затем в исправительных, и наконец, в федеральной тюрьме. Его мать, проститутка, никогда не была рядом, чтобы заботиться о нем. Я решил, вот время кому-то сделать что-то для него, и, к моему удивлению, он быстро выучился», – так вспоминал об этой истории Карпис в своей автобиографической книге «На скале: Двадцать пять лет в Алькатрасе».
После освобождения Мэнсон отправился в Сан-Франциско. Он мечтал стать рок-звездой, его кумирами были супер-популярные в то время «битлы». Возможно, эти надежды и имели под собой какое-то основание – музыкант Нил Янг, которому довелось в то время познакомиться с Чарльзом, весьма высоко оценил его импровизации и даже сравнил их с творчеством молодого Боба Дилана.
И имя Мэнсона действительно прогремело на весь мир. Но совсем по-другому поводу.
«Семья»
В конце 1960-х годов Мэнсон начал собирать вокруг себя последователей, которых сам называл «Семьей». По его словам, это были «дети», которых общество выкинуло на помойку и которым он помогал найти себя. В «семье» каждый получал новое имя, а все члены считались братьями и сестрами. Среди таких «детей» оказались, в частности, бывшая солистка церковного хора Сьюзен Аткинс, экс-секретарша Патриция Кренвинкл, бывший отличник и спортсмен Чарльз Уотсон и другие.
Компания осела в заброшенном ранчо неподалеку от Лос-Анджелеса, члены «семьи» пели и сочиняли песни, употребляли наркотики, устраивали групповые оргии.
Сам Мэнсон готовил своих последователей к Армагеддону. Намеки на него он услышал в песне «The Beatles» Helter Skelter. Мэнсон полагал, что грядет война черной и белой расы, в которой сможет уцелеть только его «семья» – переждать бойню планировали в Долине Смерти. По его словам, «битлы» разговаривали с ним через свои песни, предупреждая о грядущем.
«Чарльз Мэнсон решил, что “Helter Skelter” имеет какое-то отношение к четырем всадникам Апокалипсиса. Я до сих пор не знаю, что имеется в виду. Это что-то из Библии, Откровения – я ее не читал, поэтому не знаю. Но он все истолковал по-своему – что мы были этими четырьмя всадниками, а “Helter Skelter” была той самой песней – и пришел к выводу, что нужно пойти и всех убить», – так вспоминал об этой истории Пол Маккартни.
Убийство Тэйт – Ла Бьянка
Сразу стоит отметить, что непосредственного участия в прогремевшем на весь мир преступлении Чарльз Мэнсон не принимал. Но оно произошло по его инициативе – глава «семьи» полагал, что общество нужно подтолкнуть к межрасовой борьбе, поэтому решил убить нескольких известных людей и оставить указания на то, что виновны афроамериканские радикалы. По его задумке, это должно спровоцировать долгожданную великую войну.
9 августа 1969 года четверо членов «семьи»: Сьюзен Аткинс, Патриция Кренвинкл, Линда Касабьян и Чарльз Уотсон – отправились выполнять его распоряжение.
Они прибыли в престижный район Лос-Анджелеса Бенедикт-Каньон и остановились у особняка, который арендовал известный режиссер Роман Полански и его жена Шэрон Тейт. Перерезали телефонные провода, чтобы хозяева не смогли вызвать полицию. И проникли внутрь…
В ту ночь в доме находилось пять человек: сама Тэйт, которая была на последних неделях беременности, польский кинорежиссер Войтек Фриковский, модельер-парикмахер Джей Себринг, случайный гость, 18-летний Стивен Пэрент и дочь «кофейного короля» Абигайль Фолжер.
Пэренту сравнительно повезло – он был убит сразу. Убийцы застрелили его, когда он готовился уехать.
На теле остальных жертв эксперты впоследствии насчитали по несколько десятков резаных, пулевых и ушибленных ран, проломы черепа. Шею Шэрон Тейт обвивала нейлоновая веревка, переброшенная через потолочную балку. Ей нанесли не менее 16 ранений, пять из которых оказались смертельными. На двери кровью жертв было написано PIG.
«Женщина была молода, светловолоса и явно беременна. Лежала на левом боку, прямо перед диваном, с подобранными к животу ногами – в позе зародыша. На ней был яркий пляжный комплект: бикини – бюстгальтер и трусики; цветочный мотив на ткани практически неразличим из-за крови, покрывшей, казалось, все тело. Вокруг шеи лежащей дважды обернута белая нейлоновая веревка: один конец тянется вверх, к потолочной балке, второй – в сторону, к еще одному, на сей раз мужскому, телу футах в четырех», – такие воспоминания о картине преступления оставили прибывшие на место с утра полицейские.
После этого убийцы беспрепятственно скрылись с места преступления, а на следующий день совершили еще один налет. Погибли Лено и Розмари Ла Бьянка – владельцы сети магазинов самообслуживания. Убийцы, по собственному признанию, вырезали у них куски мяса, Патриция Кренвинкл вырезала на теле Лено слово «WAR».
Следствие и суд
Полиция не смогла сразу напасть на след преступников и сначала даже не увидела связи между двумя массовыми убийствами.
Помогла случайность. Несколько месяцев спустя Сьюзен Аткинс попала за решетку за проституцию и воровство. Находясь в заключении, она похвасталась сокамернице, что «пробовала кровь беременной женщины», а также рассказала о «семье» Мэнсона и назвала основных участников.
На основе ее показаний участники преступной группировки были арестованы.
В июле 1970 года Мэнсон и члены его банды предстали перед судом. Они вели себя так, как им велел «вождь» – сбривали волосы, устраивали истерики. Известно, что отец Тэйт приносил на заседание револьвер, чтобы перестрелять убийц дочери, не дожидаясь приговора – но оружие изъяли при досмотре.
Суд приговорил «семью» к смертной казни, но привести приговор в исполнение не успели – в 1972 году в США был введен временный мораторий на высшую меру наказания. Поэтому газовую камеру заменили пожизненным заключением.
Сьюзен Аткинс скончалась в сентябре 2009 года. Она стала единственным заключенным, которому отказали в условно-досрочном освобождении 30 раз. Остальные последователи культа живы по сей день.
Чарльз Мэнсон был признан идейным вдохновителем убийств, несмотря на то, что лично не принимал в них участия. Он получил девять пожизненных сроков. Ему запрещали любые визиты, но все равно находились люди, называющие себя его последователями – так, несколько лет назад 79-летний тогда Чарльз заявил о намерении жениться на 25-летней фанатке по имени «Звезда».
Очередное прошение о помиловании Мэнсон мог бы подать в 2027 году. Но ему так и не суждено оказалось выйти из тюрьмы.