Почему практически никто из французов не слышал о Мари-Мадлен Фуркад? Почему ее имя отсутствует в списке почетных героев, вырезанных на тысячах памятников на сотнях французских деревенских площадей? Может ли тот факт, что этот герой - лидер одной из самых успешных антинацистских организаций сопротивления Франции - не герой а героиня, оказаться как-то связанным с ее отсутствием в истории? Есть основания верить в это.
В конце Второй мировой войны генерал Шарль де Голль назвал 1038 человек героями сопротивления. Только шестеро из списка были женщинами, и Фуркад, которая руководила самой успешной шпионской сетью, среди них не было. Но недавно Линн Олсон исправила эту ошибку, проведя исследования о жизни и деятельности этой женщины. В ее книге «Секретная война мадам Фуркад», ставшей результатом исканий, Мари-Мадлен Фуркад становится ярким и основным игроком французского Сопротивления.
Вторжение во Францию
Мари-Мадлен родилась в буржуазном обществе, воспитывалось в монастырской школе и провела детство в Шанхае – ее отец работал во французской морской службе. Родись она в другое время, ее ждала бы судьба успешной ни в чем не нуждающейся парижанки. Но 30-е годы были необычным временем для Франции и всего мира. Примерно с 1936 года и до конца Второй мировой войны Фуркад вела непрерывную борьбу, постоянно подвергая себя опасности.
Немецкие войска вошли в Париж ранним утренним утром 14 июня 1940 года, и французское правительство, застигнутое врасплох, покинуло столицу. После того как Гитлер совершил триумфальную поездку по Парижу 84-летний маршал Филипп Петен, герой Вердена, поспешно сформировал коллаборационистское правительство в курортном городе Виши. Но многие из граждан города, которые еще не отошли от тяжких последствий Первой мировой войны, были не готовы противостоять Гитлеру, как и сам старый маршал. Вскоре Петен сменил свое отношения к фашизму и назвал его дружеской партией.
Партизанское движение
Фуркад воплотила все, что презирал Петен и ему подобные. Она была женщиной, которая отказывалась играть по правилам расистского и сексистского правительства Виши, которое несло Франции лишь гибель.
Олсон в своей работе описывает, как еще в 1936 году за чашкой чая в парижской квартире своей сестры 27-летняя Фуркад обратила на себя внимание бывшего офицера французской военной разведки майора Жоржа Люстаунау-Лакау (псевдоним Наварр). Он разделял ее отвращение к пассивности Франции перед лицом фашизма и хотел собрать таких людей вместе. «Это была обязанность любого гражданина Франции – сделать все возможное ради спасения страны. Необходимо было создать движение. Как кто-то мог отказаться вступить в него?» - позднее сказал один из соратников Фуркад.
Она возглавила движение
В июле 1941 года Наварр был арестован за антифашистскую деятельность. Вместо себя он оставил во главе организации Фуркад. Женщина выбрала кодовое имя «Ежик», потому что, как выразился коллега, «это грозное маленькое животное, которое даже лев не решается укусить». После этого Фуркад начинает активную вербовку шпионов, радистов и курьеров в Дордоне, Бретани. Многие из новобранцев имели весьма знатное происхождение и владели собственными замками и поместьями. Все они, включая и Фуркад, тайно общались с британской разведкой. В ряды французского Сопротивления вошли тысячи местных жителей, не желавших выступать на стороне фашистов.
Неожиданное преимущество
Среди преимуществ Фуркад в качестве шпиона был ее пол. «Боже, женщина!» - воскликнул Габриэль Ривьер, начальник марсельского отделения подполья, впервые встретив Фуркад. Но она оказывалась более бесстрашной и хитрой, чем те, кто ее завербовал. Более того, ей не раз удавалось обмануть даже власти Виши.
Примечательна одна история, которая дает четкие представления о женщинах в то время. Когда Моник Бонтинк, помощницу Фуркад, пришли арестовывать, она попросила разрешения принять ванну. Полицейские не увидели в этом ничего особенно и пошли покурить. Включив краны с водой, женщина смогла спокойно покинуть ванну и сбежать через черный ход.
Сама Фуркад, была красива и нравился мужчинам, но она была одержима победой над презираемыми Бошами. Мастер маскировки, она часто меняла цвет волос, а иногда использовала специальные протезы и другие театральные трюки.
Личная жизнь
Ее личная жизнь была даже по французским меркам сложной. Фуркад была замужем, у нее было двое маленьких детей, которых она не видела годами. О муже она практически не пишет в своих дневниках. Вскоре после начала партизанской жизни она влюбилась в пилота французских ВВС Леона Фая, который присоединился к подполью и стал ее заместителем. Даже забеременев от Фэя, женщина продолжала рисковать.
В книге Олсон очень много героев, хотя все они и связаны с Фуркад. Среди них есть еще одна примечательная женщина - Джинни Руссо, работавшая на подполье. 20-летняя недавняя выпускница престижной Политической школы наук Руссо, как и ее начальник, пользовалась тем, что мужчины ее недооценивали. Когда немцы основали штаб-квартиру в Бретани, Руссо, которая свободно говорила по-немецки, подала заявку на работу переводчиком. Офицеры вермахта были крайне небрежны в присутствии девушки. Дошло до того, что они даже показали ей чертеж ракеты, испытания которой проводились на побережье Балтийского моря. Так Руссо удалось узнать о существовании нового супероружия, ракеты V2.
Эвакуация
В конце 1942 года 200 000 солдат вермахта вошли без сопротивления в бывшую «свободную зону», которой управляло правительство Виши. Это поставило подполье и Фуркад в трудное положение – все агенты были в опасности. Вскоре Фуркад пришлось эвакуироваться в Лондон, где она стала свидетелем борьбы между изгнанными лидерами Франции - Шарлем де Голлем и Анри Жиро.
Фуркад отказался участвовать в этой междоусобной битве. Однако ее активное сотрудничество с англичанами вызывало недоверие среди других французов, также вынужденных покинуть родину.
Отношение с МИ-6
Сотрудничество с британской разведкой снова обернулось для Фуркад проблемами, связанными с сексизмом. Когда начальник МИ-6, Клод Дэнси, впервые встретил Фуркад, он вручил ей букет цветов и в шутку заметил: «Так вот это ужасная женщина, которая всех нас напугала!». Фуркад хотела вернуться к своим агентам во Францию, на что Клод посоветовал ей не забивать этими проблемами свою хорошенькую головку.
Англичанин также отметил, что ее роль в качестве главы подполья давно уже небезопасна. «Согласно статистике, подпольный лидер живет не более шести месяцев. Вы продержались более двух с половиной лет. Это чистое колдовство», - заметил он. Судя по различным дневниковым записям, за спиной Клод называл Фуркад «сукой Коэна». Кеннет Коэн, близкий друг Мари-Мадлен и сотрудник МИ-6, отвечал за связь с французской разведкой во время войны.
Она выжила
Еще будучи во Франции, когда немцы оккупировали всю страну, Фуркад ожидала пыток и казни. Поэтому она пошла к священнику, чтобы получить разрешение принять цианид, ведь самоубийство считается по церковным законам самым страшным грехом. Священник заверил ее, что она будет прощена и может, если у нее не будет другого выхода, покончить с собой, ведь это будет сопротивление врагу, а не преступление перед богом.
Однако Фуркад не суждено было тогда умереть. Она дожила до 79 лет, покинув этот мир в 1989 году.
Заслуги Мари-Мадлен перед Францией и ее гражданами неоценимы. Эта женщина действительно сделала много для своей страны, не раз рискуя жизнью. Она оказалась сильнее политических лидеров Франции и доказала, что сражаться за родину могут и женщины.