Вторая мировая закончилась уже свыше 70 лет назад, но народная память о пережитом в военные годы не стирается, и события тех дней никого не оставляют равнодушными. И иногда, рассматривая снимки военных лет или читая какие-то рассказы о прошедших боях, можно столкнуться с совершенно невероятными историями, в которые верится с трудом. Конечно, частенько случается, что событие обрастает приукрашенными подробностями, но в истории войны есть необычные эпизоды, которые происходили в реальности.
1. Взять в плен 1,5 тысячи солдат одной силой убеждения
Рядовой морской пехоты Гай Габалдон (Guy Louis Gabaldon) вошел в военную историю США как необыкновенно успешный переговорщик, спасший множество жизней во время Второй мировой войны. Тогда Америка вела боевые действия против Японии, и в 1944 году командование американских войск рассматривало различные планы по окончательному разгрому противника. В результате анализа десантирование непосредственно на острова страны Восходящего солнца было признано нецелесообразным, так как это привело бы к колоссальным потерям личного состава.
Вместо этого США провели кампанию по захвату острова Сайпан, который было решено сделать авиационной базой. Для Японии этот остров был последним рубежом и, следуя приказам высшего командования, солдаты неистово его защищали. От них требовали убить как можно больше врагов и только потом погибать. Фанатизм был настолько силен, что когда стало ясно, что битву за остров они проигрывают, японцы стали массово совершать самоубийства.
Американцев не особо волновало то, что враги сами себя убивают, но их не радовала затяжная партизанская война в перспективе. С другой стороны, японцы может и хотели бы сдаться, но американцев они воспринимали как варваров. Столкнулись две разные культуры, не понимающие друг друга. Гай Габалдон не мог спокойно смотреть на происходящее, и решил действовать самостоятельно. В подростковом возрасте он был отдан на воспитание в приемную семью американцев японского происхождения, поэтому хорошо знал язык, обычаи и культуру японцев.
В одну из ночей Габалдон самовольно оставил свой пост и отправился в джунгли, откуда привел двоих сдавшихся в плен. За нарушение приказа ему пригрозили трибуналом, но парня, детство которого прошло на улицах в криминальных бандах, подобное остановить не могло, и он снова отправился уговаривать японцев сдаться. В этот раз он привел уже с полсотни пленных, и командование разрешило ему совершать агитационные рейды. Из одной такой вылазки Габалдон привел целую колонну из восьмисот человек, за что заслужил прозвище «Крысолов с Сайпана» по мотивам сказки о дудочнике из Гамельна. Всего он уговорил сложить оружие и не совершать суицид около 1500 человек.
2. Спасти свой самолет, открыв по нему огонь
Летчик Луис Эдвард Кёрдс (Louis Edward Curdes) – один из немногих американских пилотов, имеющий на боевом счету сбитые самолеты всех трех стран «оси» – гитлеровской коалиции, объединявшей Германию, Италию и Японию. Но легендой в военной истории США он стал после того, как спас экипаж и пассажиров американского транспортника, сбив его в воздухе.
Звучит необычно, эпизод случился в 1945 году, когда до окончания Второй мировой войны остались считанные месяцы. В то время Кёрдс служил в авиаэскадрилье, выполнявшей задачи в Тихоокеанском регионе. 10 февраля он и еще трое пилотов получили боевое задание по поиску и уничтожению японских авиабаз. Во время рейда четверке P-51 Mustang удалось обнаружить аэродром противника на острове Батан. При атаке объекта ведомый был подбит и упал в море. Два других Мустанга отправились на базу за помощью, а Кёрдс остался прикрывать пилота сбитого самолета.
Барражируя над водной гладью, он заметил транспортник, который направлялся на тот самый аэродром, который штурмовала четверка Мустангов. Подлетев поближе, чтобы увидеть опознавательные знаки, Кёрдс понял, что самолет американский, и его пилот намерен сесть на взлетную полосу базы противника. Он пытался помешать посадке, маневрируя перед транспортником, но тот твердо держал курс и не отреагировал даже на пулемётную очередь перед носом воздушного судна. Что было делать в такой ситуации? Кёрдс не мог допустить, чтобы соотечественники угодили в беду, тем более, что он и сам был в итальянском плену, и хорошо понимал, что это такое.
Но попасть к японцам было гораздо хуже из-за их крайне жестокого обращения с пленными. И чтобы не допустить фатальной посадки, он аккуратно расстрелял оба двигателя транспортника. Самолет спланировал в море, а экипаж с пассажирами перебрались на надувные плоты. Через какое-то время и их, и сбитого пилота Мустанга подобрала «Каталина». А Кёрдс к флагам Германии, Италии и Японии на фюзеляже своего самолета добавил американский.
3. Палаш, лук и волынка против танков и пуль
Британского подполковника Джона Черчилля (John Malcolm Thorpe Fleming Churchill) можно назвать самым неординарным офицером, воевавшим в годы Второй мировой войны. Он очень любил азарт битв и Шотландию, а еще, похоже, жить не мог без экстрима и выплеска адреналина в кровь. За свои эпичные выходки в годы войны Черчилль даже заслужил прозвище «Безумный Джек». В бой он ходил, вооруженный не только стандартным оружием того времени, но и с палашом, луком со стрелами и волынкой. И все это снаряжение висело не просто для красоты, а применялось в деле. Например, 27 мая 1940 года во время военной операции вблизи французской деревушки L’Epinette британец подал сигнал к атаке, застрелив стрелой из лука вражеского солдата на расстоянии 30 ярдов (примерно 27 метров).
Участвуя в десантировании, при высадках Черчилль играл старинную мелодию на волынке, а потом с палашом наголо вел подчиненных в бой. На фронте эксцентричный полковник не только чудил, он успешно воевал и за свои подвиги был представлен к наградам. За храбрость и спасение раненого офицера Черчилль получил Военный крест, а за взятие в плен в одиночку 42 немецких солдат – орден «За выдающиеся заслуги».
Интересный факт : Эксцентричность Джона Черчилля проявлялась и после войны, в мирное время. Он жил в загородном доме, а на работу добирался поездом. И каждый день по дороге домой выбрасывал в окно вагона свой портфель. Пассажиры удивлялись такому чудачеству, а разгадка была проста. Поезд проезжал мимо дома подполковника, и он точным броском отправлял свои вещи сразу на задний двор.