Мультимиллионер Генри Клэй Фрик мог бы стать образцом для подражания: он всего добился сам. Но методы достижения успеха до сих пор вызывают споры.
На протяжении многих лет размером своего состояния Генри Клэй Фрик уступал только легендарному Джону Рокфеллеру. При этом владелец десятков угольных шахт, один из основателей промышленного гиганта U. S. Steel и крупный железнодорожный магнат многими до сих пор именуется «худшим американским управляющим всех времён».
Фрик родился в 1849 году в Пенсильвании. Его отец пытался заниматься предпринимательством, но прогорел. Однако этот пример не испугал будущего миллионера. Он бросил колледж и уже в 21 год (вместе с родственниками и другом) основал компанию по переработке каменного угля в кокс. Фрик работал как одержимый. А через несколько лет взял кредит и выкупил доли других акционеров.
В 1880-е годы предприятия Фрика контролировали 80 процентов добычи угля в Пенсильвании. Но амбициозный бизнесмен мечтал о большем. Он начал покупать доли в других компаниях, а затем входил в совет директоров или становился управляющим.
В этих предприятиях Фрик вёл дела исключительно в целях собственного обогащения, а интересы других акционеров игнорировал. Правда, в те годы подобные методы ведения бизнеса не были чем-то исключительным. В США газетчики с удовольствием смаковали подробности конфликта Фрика с другим мультимиллионером Дэйлом Карнеги. Бизнесмены годами интриговали друг против друга в совете директоров созданной ими корпорации U. S. Steel.
Но главным чёрным пятном на репутации Фрика стали не грязные методы борьбы с «коллегами» из списка богачей за контроль над гигантами индустрии. Безжалостный нрав магната раскрылся в 1892 году во время забастовки на одном из его заводов в городке Гомстеде. В борьбе с профсоюзами Фрик, не церемонясь, пошёл на применение силы, что привело к трагедии. В США были шокированы случившимся. Фрика стали называть «самым ненавидимым человеком страны». Но в этой схватке Фрик остался победителем.
Возможно, активная меценатская деятельность Фрика была призвана хотя бы частично обелить неприглядный образ акулы капитализма. Его коллекция является одним из наиболее ценных собраний живописи США. Но и на этом поприще он успел обрести скандальную славу. В первую очередь не всегда безупречными способами приобретения шедевров искусства. Мультимиллионер, кстати, не только активно скупал шедевры живописи, но и не забывал заказывать у лучших художников собственные семейные портреты.
В 1909 году в Англии разгорелся скандал: Фрик решил во что бы то ни стало выкупить из частной коллекции знаменитый портрет Кристины Датской кисти великого Ганса Гольбейна Младшего. В Британии многие посчитали, что переезд полотна за океан недопустим. В английской прессе поднялся шум. В итоге Фрику было отказано и картину выкупил Лондонский музей.
Фрик умер в 1919 году в возрасте 69 лет. Перед смертью он подарил родному Питтсбургу огромный участок земли и два миллиона долларов для создания городского парка.
Многие считали Фрика счастливчиком. Ведь он остался жив во время покушения убийцы-одиночки. А в 1912 году миллионер лишь по случайности не попал на борт «Титаника».
Забастовка в Гомстеде в 1892 году стала всемирно знаменитой. В советских учебниках эти события приводили в качестве яркого примера истинного характера капиталистической системы.
Всё началось с того, что по решению администрации рабочим снизили зарплату. Тех, кто отказался подписать трудовой контракт, уволили, а на их место наняли новых рабочих. Сам завод обнесли колючей проволокой. Массовые увольнения привели к уличным беспорядкам. Работа завода могла быть парализована. Тогда Фрик пошёл на крайние меры. Он нанял 300 бойцов частного детективного агентства Пинкертона. И вскоре в Гомстеде начались настоящие бои, в которых несколько человек были убиты.
Новости о событиях в Гомстеде напоминали сводки боевых действий. Многие издания выносили анонс материалов о забастовке на первые полосы.
Но Фрик не собирался отступать. В Гомстед по его требованию прибыли крупные отряды полиции и национальной гвардии. И вскоре выступления рабочих были подавлены. Завод продолжил работу.