Это был один из самых громких политических скандалов Британии 20 века. Рядом можно поставить разве что «Дело Профьюмо», еще одно разбирательство с участием высокопоставленного политика и с наличием сексуального подтекста. Джереми Торп, молодой член парламента, лидер Либеральной партии, еще в начале 1960-х имел гомосексуальную связь с юным конюхом Норманом. Об этой связи широкой общественности стало известно почти 15 лет спустя — в результате отставки Торпа. Чуть позже всплыли куда более серьезные подробности из-за судебного процесса, где Торпа обвиняли в сговоре с целью убийства бывшего любовника. История легла в основу мини-сериала «Чрезвычайно английский скандал» с Хью Грантом и Беном Уишоу в главных ролях.
Джереми Торп.
Джереми Торп получил привилегированное воспитание и образование: частная школа, Итон, затем Оксфорд. Его родители водили близкую дружбу с семьей бывшего премьер-министра Ллойд Джорджа, который стал для юного Джереми образцом настоящего политического лидера и ролевой моделью. Возможно, именно благодаря знакомству с ним молодой Торп определился с выбором сторон и предпочел именно Либеральную партию, в то время, как его отец поддерживал Консерваторов. В октябре 1959-го года он был избран представителем от Северного Девона, опередив кандидата от Консервативной партии, и, таким образом, обеспечил себе место в парламенте.
Запретная связь
В 1961-м году состоялось знакомство с Норманом Джозиффом, который был младше Торпа на 11 лет. Джереми гостил в поместье своего приятеля Нормана ван де Ватера, где 21-летний юноша тогда работал в качестве конюха. Торпу он очень приглянулся: политик предложил Норману связаться с ним, если вдруг нужна будет работа или какая-то помощь. Джозифф был беспокойным молодым человеком, страдавшим от депрессии и различных душевных расстройств. Он только недавно вышел из психиатрической клиники, не имел никаких средств к существованию и не общался со своей семьей. Вскоре, рассорившись с работодателем, Норман едет в Лондон, прихватив пса по имени Триш, где встречается с Торпом в надежде получить от известного политика какую-либо помощь. Член парламента радушно приглашает юношу в дом своей матери, где ночью, согласно последующим показаниям Нормана в суде, впервые вступает с ним в интимную связь.
После Торп снимает Норману квартиру и некоторое время содержит его финансово, однако их роман продолжался совсем недолго. Тем не менее, в этот короткий период мужчины писали друг другу письма, где Торп ласково называл любовника «кроликом», а в одном из посланий подписал в конце «Я скучаю по тебе». Эти письма впоследствии станут одной из главных улик, подтверждающих связь между мужчинами, на суде. Норман не мог смириться с разрывом и обвинял Торпа во многих своих бедах, в частности, в том, что парламентарий то ли потерял, то ли не хотел отдавать ему официальный документ, номер социального страхования, который необходим в Британии для устройства на работу или получения пособия.
Чрезвычайно тяжело переживавший расставание юноша в 1962-м году предоставил в распоряжение полиции свидетельства о том, что он состоял в любовной связи с Джереми Торпом, однако дело не получило хода. Нужно не забывать, что уголовное преследование за гомосексуализм в Великобритании отменили только в 1967-м году, то есть, чисто формально, оба, и Норман и Джереми могли поплатиться свободой, если бы расследование началось тогда же, когда у полиции впервые оказалась их переписка.
Заказное убийство
После разрыва Норман, сменивший фамилию на Скотт, вел чрезвычайно сумбурную жизнь. Он сменил множество коротких работ и подработок, в том числе, в монастыре и в модельном бизнесе. Он также женился на девушке Сью Майерс, которая родила от него сына. Однако Норман довольно настойчиво вновь и вновь появлялся в жизнь бывшего любовника, напоминая о себе просьбами помочь деньгами. Торп же неоднократно посылал подручных откупиться от Скотта небольшими суммами. Но в 1967-м году он добился, наконец, желанного поста лидера Либеральной партии. Джереми решил, что лучше всего будет устранить Нормана в самом прямом смысле — заказать его убийство. Во всяком случае, на этом настаивало обвинение, и с таким же заявлением выступил Питер Бесселл, коллега и приятель Торпа.
То ли ради имиджа, то ли для страховки на случай поползновения слухов, Торп в 1968-м году женится на молодой девушке по имени Кэролайн Элпасс, и вскоре рождается их совместный ребенок, Руперт. К несчастью, всего через 2 года после свадьбы Кэролайн погибает в автокатастрофе. Вскоре Торп женился повторно, на этот раз — на Мэрион Стайн, ранее бывшей замужем за кузеном королевы Елизаветы.
Обвинение настаивало на том, что окончательное решение об убийстве Нормана Джереми Торп принял в 1969-м году и тогда же поручил это дело Бесселлу и Дэвиду Холмсу, давнему другу. Именно последний связался в итоге с несколькими людьми, которых ему отрекомендовали в качестве наемников, способных без проблем провернуть покушение. Деньги были, предположительно, выделены Торпом из бюджета партии.
Неудачное покушение
Наемный убийца, на котором остановили выбор, Эндрю Ньютон, не справился с задачей (на самом деле, Ньютон был пилотом по профессии, готовым, однако, по его же словам, на всё ради денег). В 1975-м он сошелся с Норманом и притворился агентом, защищающим молодого человека от якобы подосланного киллера. После Ньютон убедил Скотта сесть к нему в машину. Он намеревался застрелить того, отъехав подальше от города и цивилизации. Жизнь Нормана спасла … собака, которая была в тот момент при нем. Точнее, собака стала несчастной жертвой вместо Нормана. Эндрю Ньютон хотел сначала застрелить пса, чтобы избежать угрозы нападения животного, а затем уже выстрелить в Нормана Скотта, но пистолет сработал лишь в первый раз, и пуля досталась собаке. Норман же поспешно убежал. Ньютона вскоре задержала полиция, он отсидел два года в тюрьме за убийство животного (официально обвинение звучало «за уничтожение имущества», коим и являлась собака) и за то, что поставил жизнь Скотта под угрозу.
История об убийстве собаки была напечатана в газетах, и там же всплыло имя Нормана Скотта. Журналисты взялись копать это странное дело и, в итоге, наткнулись на информацию о том, что подручные Торпа пытались за большую сумму выкупить потенциально инкриминирующие письма. Одно из них, то самое, где Джереми называет Нормана «кроликом», в итоге было опубликовано в национальной газете. Скандал разразился немалый. В 1976-м году Торпу под давлением коллег пришлось уйти в отставку с поста лидера партии, однако до ареста и обвинений в сговоре с целью убийства было еще 2 года.
Преступление без наказания
Процесс стартовал в 1978-м году, и Торп был не единственным обвиняемым. На скамье подсудимых оказались также: Холмс, согласившийся найти наемного убийцу, и двое мужчин из тех, что посоветовали ему Эндрю Ньютона. Судьей выступил сэр Джозеф Кэнтли, о котором ходили не самые лестные слухи: сноб, нерешительный и недалекий. Тем не менее, Торп в данном случае оказался в выигрыше, так как судья в ходе заседания огласил свое собственное мнение о Нормане Скотте, назвав его «мошенником, вором, нытиком и паразитом». Симпатий присяжных и публики Скотт также не получил: в газетах о нем отзывались, в основном, в негативном ключе, делая упор на то, что Норман толком никогда не работал, перебивался подачками своих партнеров и вел крайне сумбурный образ жизни. Его называли незадачливым социальным карьеристом, кроме того, припомнили историю психических заболеваний.
Адвокат Торпа, Джордж Карман, настаивал на том, что его подзащитный не состоял в любовной связи с Норманом, а лишь краткий период времени был его приятелем. В то же время, он признал, что у Торпа присутствуют гомосексуальные наклонности. Карман также выставил лжецом и предателем Бесселла, старого друга и коллегу Джереми, который свидетельствовал против него на суде. Крайне негативная и оскорбительная речь судьи в адрес Скотта, которую он, тем не менее, завершил словами о том, что его личное отношение к мужчине вовсе не означает, что тот врет, вероятно, оказала значительное влияние на присяжных. Те, посовещавшись, вынесли вердикт о невиновности всех четырех обвиняемых в сговоре с целью совершить убийство. Все они были, в итоге, оправданы судом.
Репутация Топа была окончательно растоптана, несмотря на оправдательный приговор, так как в кулуарах были убеждены: он действительно заказал бывшего любовника, хотя и неудачно. В политике ему не нашлось места, более того, любая публичная должность была закрыта для Торпа. В 1980-х ему диагностировали болезнь Паркинсона, которая постепенно ухудшала его состояние. Джереми Торп скончался в 2014-м году в возрасте 85 лет. Норман Скотт все еще жив, он обосновался на ферме в Девоне, где содержит собак, лошадей и небольшое хозяйство. Скотту не понравилось то, каким его изобразили в «Чрезвычайно английском скандале», кроме того, он полагает, что справедливость в его деле не восторжествовала.