Мрачная женщина в неизменно черном платье, одержимая жаждой власти, жестокая и мстительная, — такой портрет французской королевы Екатерины Медичи остался в истории. Писатели последующих эпох добавили в него красок, превратив мать трех королей в настоящее исчадие ада.
«Дитя смерти»
Не то чтобы жена Генриха II была ангелом во плоти, но и образ кровожадного монстра не совсем соответствует действительности.
Вслед за героями одной из культовых российских картин она могла бы сказать: «Не мы такие, жизнь такая».
Жизнь у нее и правда была не сахар. Новорожденную Екатерину прозвали «дитя смерти» из-за того, что она почти сразу лишилась родителей.
Екатерина родилась 13 апреля 1519 года во Флоренции. Род Медичи в ту пору фактически правил Флорентийской республикой. Отцом девочки был Лоренцо II Медичи, герцог Урбинский, матерью — Мадлен де ла Тур, графиня Овернская,происходившая из древнего французского аристократического рода.
Родители были счастливы, когда малышка появилась на свет. Но у матери Екатерины началась родильная горячка, и усилия лекарей не помогли: 28 апреля она умерла. Через шесть дней умер и отец девочки. Хотелось бы сказать, что Лоренцо не перенес потери любимой жены, но современники писали, что герцога Урбинского доконала запущенная венерическая болезнь, заработанная им еще до брака.
«Отдать в бордель или повесить на воротах!»
Сам брак Мадлен де ла Тур и Лоренцо II Медичи был заключен по расчету. Римский папа Лев X был родным дядей Лоренцо. Договариваясь о союзе с французским королем Франциском I, Лев X хотел скрепить его женитьбой племянника на какой-нибудь родовитой француженке. Выбор пал на Мадлен.
Когда Мадлен и Лоренцо умерли, встал вопрос о том, что делать с младенцем. Лев X решил, что выдаст подросшую Екатерину замуж и с помощью этого брака закрепит владычество Медичи над Флоренцией. На воспитание девочку отдали ее тетеКлариче Медичи.
Принадлежность к роду Медичи порой превращалась и в проклятье. В октябре 1529 года войска императора Священной Римской империи Карла V осадили Флоренцию.
«Во всем виноваты Медичи!» — кричали доведенные до отчаяния горожане. Мстить решили 10-летней девочке. Одни хотели отдать Екатерину в публичный дом для обслуживания всех желающих, другие, более гуманные, советовали просто повесить ее на городских воротах. От расправы Екатерину спасло чудо.
«Монахиня» на час
Чуть позже в ее жизни был и еще один страшный эпизод. Будучи уже невестой французского принца, она обучалась в одном из монастырей в Италии. Внезапно туда нагрянули вооруженные люди. Как выяснилось, влиятельные мужи из родной Флоренции решили использовать Екатерину в своей политической игре, сделав ее заложницей.
Но к этому времени девушка уже знала, что надеяться можно только на себя. Она моментально отрезала свои длинные волосы, надела на себя монашеское платье и вышла к визитерам в таком виде.
Посланцы Флоренции опешили: брать в заложники монахиню в их планы не входило. Они уехали, оставив Екатерину в покое, а она сама вскоре перебралась в более надежное убежище.
«Икона стиля»
В невесты принцу Генриху де Валуа, второму сыну Франциска I, Екатерину сосватал римский папа Климент VII,еще один представитель рода Медичи.
28 октября 1533 года в Марселе Екатерина Медичи стала женой французского принца. Гуляния продолжались 34 дня. Приданое Екатерины составляли 130 000 дукатов и обширные владения, включавшие Пизу, Ливорно и Парму.
Не будучи яркой красавицей, Екатерина с самого начала стала законодательницей мод. Француженки были потрясены, когда увидели на ней туфли с высоким каблуком: такой обуви во Франции не носили. Новаторство Екатерины объяснялось просто: таким образом она компенсировала свой невысокий рост.
У Екатерины Медичи была осиная талия, и француженки начали заключать себя в корсеты, чтобы стараться быть такой же, как она. В общем, как сейчас говорят, молодая итальянка во Франции стала «иконой стиля».
Ослиная моча против бесплодия
Беды, однако, не оставляли ее. В 1534 году покровитель Екатерины Климент VII умер. Новый римский папа расторг договор с Францией и отказался передавать обещанное приданое. Так жена французского принца оказалась нищей.
Она никак не могла родить ребенка. В 1536 году вопрос этот стал принципиальным: после смерти старшего брата Генрих де Валуа превратился в наследника престола, и от Екатерины ждали рождения принцев.
Но год шел за годом, а детей не было. Поскольку Генрих к тому времени уже обзавелся внебрачными отпрысками, Екатерину заподозрили в бесплодии.
Как только не лечилась женщина, к кому только не обращалась. Терапия в виде ношения оленьих рогов, привязанных к животу, — это еще ничего по сравнению с «целебными» микстурами из ослиной мочи, которые Екатерину заставляли пить.
Лишь на 11 (!) году брака она произведет на свет мальчика, которого в честь деда-короля назовут Франциском. И эти роды словно прорвали плотину: с этого момента Екатерина будет беременеть и рожать практически ежегодно.
До тех пор пока при родах двойни в 1556 году Екатерина едва не погибнет. Врачи спасут жизнь ей, но не новорожденным девочкам: одна из малышек погибнет прямо в утробе, вторая проживет лишь шесть недель. После этого медики посоветуют мужу более не спать с Екатериной.
Макрон XVI века
Генрих воспримет это совершенно спокойно. Он и без советов врачей воспринимал отношения с Екатериной лишь как супружеский долг.
Екатерине Медичи была уготована судьба нелюбимой жены. Генрих был влюблен в свою фаворитку Диану де Пуатье.
Будущий король был Эммануэлем Макроном своего времени. В том смысле, что фаворитка годилась ему в матери.
По легенде 7-летний принц Генрих однажды повстречал красавицу Диану де Пуатье, которая полушутя поцеловала «милого мальчика». Всерьез поцеловать она его и не могла, поскольку ей самой к тому времени было … 26 лет.
Но Генриху этот поцелуй настолько запал в душу, что, повзрослев, он стал добиваться Дианы всерьез. И госпожа де Пуатье стала его любовницей.
После смерти Франциска I в 1547 году муж Екатерины взошел на престол под именем Генриха II. Сама она стала королевой Франции, но никто не принимал ее всерьез. Придворные куда с большим пиететом относились к Диане де Пуатье.
«Я так сильно любила его…»
Годы унижений и бесправия закончились только со смертью мужа. В 1559 году Генрих II, заключив договор, положивший конец так называемым Итальянским войнам, решил закрепить его помолвкой своей 14-летней дочери Елизаветы с 32-летним Филиппом II Испанским.
В честь данного события был устроен рыцарский турнир, в котором принимал участие и Генрих II. В поединке с графом Габриэлем де Монтгомери, лейтенантом шотландской гвардии, король получил смертельное ранение.
У графа де Монтгомери и в мыслях не было ничего дурного. Но обломок его сломанного копья через прорезь шлема угодил в глаз Генриха и пронзил его до самого мозга. Врачи отчаянно боролись за жизнь короля, но 10 июля 1559 года он умер.
Генрих не щадил чувств жены, обращаясь с ней как с вещью. Но, когда он умер, Екатерина рыдала навзрыд. «Я так сильно любила его…», — писала она дочери.
Траурным цветом во Франции раньше был белый. Но Екатерина Медичи облачится в черное траурное платье, изменив традиции страны. Траурный черный цвет с этого момента будет с ней до самых последних дней.
Не ради себя, а ради династии
Королем Франции должен был стать 15-летний Франциск, сын Генриха и Екатерины. Но были другие претенденты на престол, которые готовы были оттеснить «детей итальянки». Екатерина Медичи начала ожесточенную борьбу за права сына на трон.
Ее усилия не пропалим даром: сын взошел на трон под именем Франциска II. Но всего через полтора года короля погубит инфекция. Новым королем станет второй сын Екатерины Карл, которому было всего 10 лет.
С этого момента королева-мать превратится в центральную фигуру во Франции, ту самую, которая известна нам из исторических книг.
Жизнь научила ее быть безжалостной к врагам. Что до яда, то среди влиятельных итальянских родов отравить соперника было таким же обычным делом, как выпить чаю. Так что Екатерина Медичи просто следовала политической меде.
Варфоломеевская ночь
Историки пишут: для решения насущных проблем, стоявших перед Францией, королеве-матери не хватало фундаментальных знаний и политической интуиции. Она искренне считала, что если добиться диалога между католиками и гугенотами, то губительное противостояние удастся прекратить.
Но собранное ей совещание закончилось лишь руганью и взаимными проклятиями.
Решить политические проблемы Екатерина Медичи пыталась также при помощи династических браков. Одним из них стала свадьба ее младшей дочери Маргариты де Валуа и Генриха Наваррского.
На свадьбу католички и гугенота в Париж съехались знатные представители обеих конфессий. На третий день торжеств одного из вождей гугенотов, адмирала Гаспара Колиньи, ранил неизвестный. Среди гугенотов началось брожение.
Екатерина Медичи была напугана возможностью восстания гугенотов в Париже. И тогда она решила, что наилучшим выходом будет их уничтожение. Некоторые историки считают, что Екатерина не была инициатором этого массового убийства, а лишь следовала (или не могла сопротивляться) плану очень влиятельного клана де Гизов. Но как бы ты ни было, ее имя теперь навсегда «привязано» к кровавому кошмару, известному как Варфоломеевская ночь. Эта ночь унесла жизни тысяч человек, но так и не положила конец религиозному противостоянию.
Крах всех надежд
Карл IX умрет в 1574 году в возрасте 23 лет. Детей у него не было, и трон перешел к третьему сыну Екатерины Медичи: Генриху.
Генрих III, любимый сын Екатерины, дольше других продержится на троне и будет наиболее независимым от матери. Сама королева-мать будет ездить по стране как посланец монарха, пытаясь урегулировать бесчисленные конфликты.
Но укрепления династии, о котором она мечтала, не получится. Генрих так и не обзаведется потомством то ли по причине бесплодия супруги, то ли из-за собственного пристрастия к мужчинам. Младший сын Екатерины, герцог Франсуа Алансонский, будет бунтовать против брата, перейдя на сторону протестантов. Затем он попытается установить свою власть в Нидерландах. В январе 1583 года войско герцога Алансонского потерпит жестокое поражение при попытке захватить Антверпен.
Позор заставит Франсуа смирить гордыню, и он помирится с братом-королем, но вскоре после этого скончается от болезни в возрасте 29 лет.
Череда смертей детей, неудачи в политике, ссора с дочерью Маргаритой, чей свободный образ жизни Екатерина считала недопустимым, — судьба била ее наотмашь.
5 января 1589 года королева-мать Екатерина Медичи умерла в возрасте шестидесяти девяти лет.
Финальный акт драмы в истории династии, за которую она боролась, произойдет в августе 1589 года. Генрих III, последний представитель династии Валуа, погибнет от руки религиозного фанатика.