Интересное

«Черная пятница»: выгода или обман?

img

Сезон предновогодних распродаж стартует в эту пятницу и обещает поставить очередной мировой рекорд. Праздник потребления, рожденный в США, завоевывает все новые страны, однако сами американцы, как и первые европейские последователи — британцы — начинают терять к нему интерес. Почему?

Пятница после ноябрьского Дня благодарения обещает покупателям феноменальные скидки, а продавцам — невиданные обороты. И для тех, и для других — это главное событие года, все ждут его, затаив дыхание: одни в предвкушении, другие — в ужасе.

«Черная пятница» традиционно считалась барометром настроений потребителей и здоровья экономики. И пусть продажи растут год от года, экономисты и социологи уже предрекают постепенный закат этого феномена.

Отчасти потому, что у американского фестиваля скидок появились конкурирующие праздники распродаж. Но еще и потому, что и покупатели, и продавцы понемногу начинают сомневаться, стоит ли игра свеч.

Пять фактов о всемирном празднике распродаж:

1. Угасающее предвкушение

Если год назад каждый второй американец (49%) собирался купить чего-нибудь со скидкой в «черную пятницу», то в этом сезоне таких лишь 38%, свидетельствуют опросы Ipsos.

Другими словами, для 62% жителей США скидки может и важны, но они не считают «черную пятницу» стопроцентным шансом сэкономить.

Аналогичный опрос в Великобритании дал тот же результат, в пределах статистической погрешности: 64% потребителей не ждут пятничной распродажи, показало исследование компании Aptos.

Британия в этом случае — показательный пример. Она первой в Старом Свете заразилась черной пятничной лихорадкой в 2010 году и первой же продемонстрировала признаки нарастающей усталости.

2. Бывает дешевле

Опрошенные Aptos британцы говорят, что не ждут «черной пятницы» и следующего за ним «киберпонедельника», поскольку в большинстве своем (54%) не верят, что заявленные скидки будут предельно щедрыми.

И небезосновательно, выяснила Which? — британская организация защиты прав потребителей. Она следила за ценами полгода до и полгода после последней ноябрьской распродажи и выяснила, что 87% товаров можно было приобрести дешевле в другое время года.

И чем дальше, тем хуже: за год до этого показатель не превышал 60%, а еще годом ранее был меньше 50%.

3. Больше скидка — ниже прибыль

В прошлом году в «черную пятницу» средний размер скидки в мире достиг 50%. Это уже не драка до первой крови раз в году, а бесконечная изнурительная битва за выживание, жалуются продавцы.

Конкуренция и желание сохранить долю рынка вынуждают торговлю идти на убытки, которые с каждым годом становятся все существеннее. К тому же, создавая ажиотаж обещанием невиданной щедрости, магазины сталкиваются с неожиданными издержками, невольно обманывая и покупателя.

«В фэшн-ритейле более половины купленного в “черную пятницу” возвращается в магазины. Через две-три недели все шансы продать эти вещи повторно улетучиваются, и они идут прямиком на сейл, но уже со скидкой 50−60%».

Эти слова подтверждает исследование Which?, следящего за ценами до и после ноябрьской распродажи. В прошлом году каждый второй товар из их выборки в декабре можно было купить дешевле, чем в «черную пятницу».

4. Семь пятниц на неделе

Массовый забег по магазинам в отблесках рождественской иллюминации уступил корону главной распродажи года китайскому Дню холостяка.

Если в прошлом году за четыре дня с «черной пятницы» по «киберпонедельник» американцы выложили 20 млрд долларов, то в этом году китайский гигант интернет-торговли Alibaba продал товаров на половину этой суммы за первый час ноябрьской распродажи, а в целом оборот составил рекордные 30 млрд долларов.

Траты в «черную пятницу» в прошлом году в США едва превысили 5 млрд долларов, и пусть это был рекорд, его побил через три дня «киберпонедельник» с продажами на 6,6 млрд долларов.

И в гонке за звание главной западной распродажи года на пятки им наступает ежегодный Prime Day интернет-гиганта Amazon. Компания не раскрывает данные о продажах с июльской скидкой, но аналитики оценивают их примерно в 4 млрд долларов.

5. Все раньше

Невиданные скидки постепенно выбираются за пределы «черной пятницы». Магазины спешат в прямом смысле обогнать конкурентов и начинают ценовые войны задолго до распродаж конца ноября.

Так, в прошлом году в Великобритании, согласно данным сайта-агрегатора Love The Sales, число товаров, продаваемых со скидкой уже в октябре, резко выросло по сравнению с предыдущими тремя годами.

Постепенно американцы, а вслед за ними и европейцы отвыкают копить к «черной пятнице» и спускать все к «киберпонедельнику».

Крупнейшие продавцы в ответ постепенно отворачиваются от этой традиции, отмечают социологи и маркетологи из Ipsos и приводят в пример Apple.

«Если этот тренд будет нарастать, он может серьезно подорвать популярность “черной пятницы”, — пишут они. — Нет сомнений, название останется, но ДНК этого явления придется пережить решительную мутацию во что-то новое, как когда-то ритм-энд-блюз переродился рок-н-роллом».