Важное

Кривошеев:«У Москвы нет политического ресурса устроить госпереворот в Армении»

img

Интервью с российским журналистом, автором Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Кириллом Кривошеевым.

-Кирилл, как вы расцениваете итоги недавней встречи в Брюсселе в формате Армения- США - ЕС? В чем был ее главный посыл для региональных стран?

-Во-первых, стоит сказать, что вокруг встречи было совершенно нездоровое и неоправданное ожидание с двух сторон. Азербайджанские СМИ писали, что Армению подключат к программе военной помощи, а армянские каналы называли встречу «спасительным кораблем», на котором Армения отплывет в будущее. На деле же Урсула фон дер Ляйен просто не уполномочена решать вопросы с военной помощью, это прерогатива национальных правительств. Теоретически, об этом мог бы говорить Блинкен, но он, как вы знаете, этого не сделал. Мы ничего не слышали о продаже Армении американского оружия, только французского, греческого и индийского. Эта встреча была нужна для купирования экономических рисков Армении при охлаждении отношений с Россией и получения политических, а не военных гарантий со стороны западных игроков. Армении нужно убедиться, что в случае вторжения со стороны Азербайджана, Европа применит к нему жесткие санкционные меры. После такой встречи Евросоюзу и США будет сложнее промолчать, как это сделала Россия в сентябре 2022 года. Да, я знаю, что президент Ильхам Алиев не раз говорил, что не собирается вторгаться в Армению и оккупировать ее территорию. Но, Азербайджан может отсечь Зангезур одним ударом с достаточно небольшими потерями, что найдет поддержку в азербайджанском обществе. Поэтому логичная мера – повышать дипломатическую цену такого шага. Вы можете отметить, что попутно Армения укрепляет границу и перевооружает армию. Да, и это тоже. Такую тактику можно сравнить с «доктриной ядовитой креветки», которую в свое время применял (и в некотором смысле продолжает применять) Сингапур. Очевидно, что Сингапур все равно не смог бы противостоять вторжению Китая, если бы такое случилось. Но Ли Куан Ю делал все, чтобы поднять цену такого вторжения, сделать его цену неприемлемой для Пекина. Кстати, прошлогодняя уступка Баку на право проведения COP 29- тоже часть этой стратегии. Если в конце года Азербайджану придется принимать кучу иностранных гостей, то война, особенно на чужой территории, явно испортит праздник. Поэтому как минимум до ноября можно спать спокойно. Говорить о каких-то невероятных региональных последствиях встречи в Брюсселе я бы не стал.

-Оправдала ли эта встреча финансовые ожидания Армении?

-Мне сложно об этом судить, я исхожу из того, что встреча имела больше имиджевое и политическое значение. Хотя для экономики Армении 270 млн. евро + 65 млн. долларов – вполне весомая сумма. Если за этим пойдут еще и сопутствующие доходы за счет увеличения товарооборота, частных инвестиций – то я бы точно не принижал значение встречи.

-Брюссель увеличил вероятность вступления Армении в НАТО и окончательное отхождение от РФ?

-Мне кажется, эти вопросы не идут вместе. Отход от России -разумеется, да. Вхождение в НАТО -разумеется, нет. Вы прекрасно знаете, что решения в НАТО принимаются консенсусом. И если Турция какое-то время блокировала вступление Финляндии и Швеции, то как думаете – какая будет позиция по поводу Армении? Странно даже обсуждать. В Москве принято преподносить западные структуры типа ЕС и НАТО как нечто единое целое или, что еще глупее, как инструмент влияния США. На советских карикатурах так ООН изображали. На самом же деле, и ЕС, и НАТО – это сложные органы, в которых действительно соблюдается процедура принятия решений. И принимать туда новых членов – значит, давать им место за столом рядом с собой. Это невыгодно. Лучше держать новых игроков на скамейке запасных. Как Грузию или страны Западных Балкан.

-Способна ли Москва устроить госпереворот в Армении?

-Я считаю, что для этого нет политического ресурса. Да, рейтинг Пашиняна очень низкий. Но чтобы взять власть в Армении, вы должны доказать избирателям, что вы более прозападный политик, чем Пашинян, но при это более компетентный и дальновидный. Москва может такого предложить? Нет, она может предложить лишь зануд из лагеря Кочаряна, которые будут говорить, что Армения во всем сама виновата, и что надо поддержать Москву во всем, включая украинский вопрос. Такая идея вызовет еще меньшее одобрение, чем 8%, которым сейчас располагает Пашинян.

-Как бы вы объяснили молчаливую реакцию Ирана относительно брюссельского формата и в целом прозападной политики Еревана, учитывая, что появление третьих сил на Южном Кавказ представляет угрозу для самого Тегерана?

-Баку хотел бы другой, более резкой реакции Ирана. Но Ирану все равно, потому что это его не касается. Эта встреча важна в армяно-азербайджанском контексте, и не более. Еще – в армяно-российском, конечно, но это отдельная тема. Покупка Арменией французских броневиков ничем не грозит Ирану. Да, я знаю, что российские пропагандисты тоже стращают: «Армению вооружают для будущей войны с Ираном». Но это же глупость. Иран – важнейший партнер Армении, один из гарантов не вторжения со стороны Азербайджана.

-Милитаризация Армении Западом, в частности поставки французских вооружений Еревану нацелены на новые боестолкновения с Азербайджаном?

-К сожалению, да. В контексте уточнения границы еще не раз будут боестолкновения. Возможно – с жертвами и обстрелами. Но в идеале стороны должны создать механизм, как их избегать. Ведь была же прямая линия между Баку и Ереваном до 2020 года, после встречи лидеров в Душанбе? Надо повторить опыт. В целом же я хочу выразить не самую популярную для азербайджанской аудитории мысль. Чем увереннее себя будет чувствовать Армения в военном отношении, тем легче она будет идти на непростой диалог по уточнению границы. Сейчас вопрос передачи сел в Газахском районе вызывает в армянском обществе липкий, удушающий страх. Ведь из села Баганис-Айрум азербайджанцы легко смогут выдвинуться и перекрыть трассу Ереван-Тбилиси, за минуты. Если будет некий паритет сил, такого страха не будет. Я сравниваю это с инвестициями. Да, инвестиции делают людей миллионерами (а мир и взаимные уступки с соседями делают страны процветающими). Но только в том случае, если у вас есть возможность вложить деньги без риска остаться ни с чем. Если ваши доходы закрывают лишь базовые потребности, то тут не до инвестиций.

- Каков ваш прогноз относительно новой войны в регионе с вовлечением в нее третьих стран?

-К сожалению, глобальная безопасность переживает отвратительные времена. Это и правда эпоха войн – в Украине, на Ближнем Востоке, в Азии. Поэтому я бы сказал, что я не отметаю такой сценарий на 100%. Но это сценарий страшнейший. Это полностью разрушит всю логику внешней политики, которую Азербайджан строил за время независимости – быть мостом между Западом, Россией и Ближним Востоком. Я не вижу никаких бенефитов, которые бы стоили подобных жертв. С другой стороны, мы ведь также не видели никаких бенефитов в том, что Россия сделала 24 февраля 2022. Как тогда очень правильно сказал генеральный директор Российского совета по международным делам, Иван Тимофеев: «Мы ошиблись в том, что мы не ошиблись». Как вы знаете, я часто критикую руководство Азербайджана за те или иные действия, но я все же считаю его разумным, рациональным. И поэтому в целом верю в лучшее.